Куда катится мир

Опубликовано Oct 7, 2011 в Собеседование: Результаты | 33 коммент.

, ,

Куда катится мир

Некоторое время назад мы проводили собеседование кандидата на позицию Junior C# Developer.  На повестке было многообещающее резюме выпускника одного из ведущих харьковских технических ВУЗов (из соображений конфиденциальности мы не будем публиковать название) с красным дипломом.

Кандидат рассказал о достаточно сложном дипломном проекте, связанным с компьютерной графикой. При решении небольшого тестового задания выяснилось, что он не знает теорему Пифагора. В рамках задачи было необходимо вычислить длину отрезка между точками с координатами (0,0) и (1,1). далее мы упростили задачу до прямоугольного треугольника с указанными длинами катетов и необходимостью вычислить длину гипотенузы. Положительного решения мы так и не услышали.

Как вам кажется, адекватны ли наши требования к кандидатам с красным дипломом, знать теорему Пифагора?

Ждем ваши ответы в комментариях к посту.


33 Коммент. : “Куда катится мир”

  1. Евгений says:

    Думаю, что адекватны. Если не ошибаюсь, то это тема чуть ли не 6-го класса. Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
    Может парень просто переволновался?
    Кстати, интересует такой вопрос. На собеседовании стоит надеяться на задачи того типа, которые представлены на сайте или ожидать совершенно чего-то другого?

    • Большинство задач на собеседовании берутся прямо с сайта. Иногда вносятся незначительные изменения в постановку – но на сложность это не влияет

    • Красный диплом мало о чем говорит, пора бы уже это понять. Это как тест IQ, если Вы хотите в нем что-либо увидеть – увидите, но вряд ли это показатель профессиональных качеств вероятного сотрудника, а скорее оценка ТОЛЬКО его потенциала.

      • Мы прекрасно понимаем, что уровень и обычного и красного диплома упал ниже некуда и никакой диплом не является показателем реальных профессиональных качеств, то есть в нашем случае просто умения программировать. Более того, красный диплом сам по себе даже не есть показатель ПОТЕНЦИАЛА, а только является индикатором присутствия некоего уровня организованности и мотивированности более-менее добросовестно выполнять и доводить до конца деятельность, которую нужно просто выполнить, даже тогда, когда она не нравится или бестолково организована. Но это последнее качество в профессиональной жизни весьма ценится. Никогда не было и не будет ситуации, когда для решения о назначении/неназначении первого технического собеседования будет приниматься во внимание цвет диплома, в резюме реально важно совсем другое.

  2. Ольга says:

    Существует такая особенность памяти как забывание того, что долгое время не используется в работе и повседневной жизни. Если, например, претендент 5 лет проработал, обслуживая несколько баз данных определенной тематики и с конкретными задачами, то не только теорему Пифагора не вспомнишь, а и определение периметра прямоугольника заставит задуматься. Нельзя лишать права воспользоваться справочником, чтобы освежить память. В том отдельном кабинете, который выделяется соискателю для выполнения заданий, предусмотрен ли шкафчик со справочниками разных областей науки (в виде печатных изданий, конечно)? Все-таки умение пользоваться специальной литературой, также является плюсом, а если еще и удается применить это умение в тестовом задании за те 1.5-3 часа, то вообще замечательно.

    • Шкафчик с литературой в комнате для собеседований имеется – он называется MSDN, находится прямо на компьютере, – пользуйтесь, на здоровье.
      Теорема Пифагора это просто конкретный пример. А на самом деле вопрос о том, где пролегает грань между базовыми знаниями, которые должны по любому быть в голове у сотрудника и знаниями, которые будут извлекаться из справочников. И любая компания определяет эту грань, в данном случае теорема Пифагора входит в круг базовых знаний. Интересно, кстати, если теорема Пифагора – это очень сложно, то против таблицы умножения на ее месте в этом посте были бы возражения?
      Но теорема Пифагора – это и реальный пример. Если все окружающие сотрудники, хоть они этого, может, никогда и не делали на работе, помнят со школы эту несчастную теорему Пифагора, а также помнят из вуза, как брать производные, – то человеку, для которого, – это справочные данные, в таком коллективе будет, мягко говоря, некомфортно.

      • Ольга says:

        Ваш шкафчик не содержит те базовые знания, о которых мы дискутируем. Принцип, как брать производные, интегралы, можно помнить (причем довольно смутно))), но не мешало бы иметь под рукой таблицы интегралов и производных во время собеседования в вашей компании))) а если еще вспомнить (опять же – смутно), что для решения интегралов существуют различные методы, типа с подстановкой, по частям и заменой переменных… то тогда уж сразу лучше учебник… лет 10 не занималась этим. Хотя и понимаю, что специфика вашей направленности в работе подразумевает именно такие базовые знания. В медицине, как я догадываюсь, множество кривых встречается, которые нужно анализировать)))))

        • Ну вот смотрите, Вы же помните,

          что для решения интегралов существуют различные методы, типа с подстановкой, по частям и заменой переменных …

          через 10 лет после, очевидно, вуза. Следовательно, можно предположить, что в вузе вы УЧИЛИСЬ, а не ЧИСЛИЛИСЬ, что хорошо, и 10 лет способны держать в голове ключевые идеи и термины, что еще лучше. Это и нужно выявить в кандидате. А брать производные и, тем более, интегралы на собеседовании мы никого и близко не просим, хотя лично я считаю, что если выпускник мехмата не может взять производную, то позор и ему и мехмату, если ему выдали диплом.
          Теперь второе. Если собеседуемый имеет опыт работы по соответствующей ИТ специализации 5-10 лет, то собеседование с ним строится совершенно по-другому, никаких студенческих вопросов ему не задают, и в первую очередь выясняется опыт по реальным проектам.

      • Ольга says:

        а там где вы говорите, что упростили задачу соискателю до вычисления гипотенузы))) скорее усложнили… Одно дело вспомнить теорему Пифагора – это одно действие, а другое из с ее помощью получить формулу гипотенузы – это ж аж два действия )))))))))

  3. Ну ну ищите…ждите… скоро повалят и со знанием С++ и высшей математики. При нормальной организации труда, какова была при союзе, брали на стажировку и обучали тому, что ИМЕННО нужно для производства.

    • Отчего Вы так злитесь? И, интересно, застали ли Вы Союз? Или верите легендам о нем? При Союзе, кстати, человек, который не знает теоремы Пифагора, вылетел бы из ЛЮБОГО технического вуза на первом курсе – до практики и производства дело бы точно не дошло бы.

      • Ольга says:

        Я застала Союз, и не жалею. Есть что и с чем сравнивать. Справедливости ради, должна сказать, что при Союзе только средне-техническое успела получить. Базовый ВУЗ был в 93-98, тогда еще пробуксовывала советская система образования, а вот еще два ВУЗа, через которые пришлось пройти на протяжении 2007-2012, очень хорошо продемонстрировали разницу той системы образования и современной. И такой вывод у меня получился: из всей образованности выпускника, взнос ВУЗа составляет дай бог 40%, и тот состоит из принудительного усвоения дисциплинированности и системности в достижении целей (это тоже немаловажно), остальные 60% состоят из индивидуальных качеств студента, в частности, самообразования, пытливости, опыта (очень одобряю студентов, которые совмещают работу и учебу). В принципе тут никто не злится, задана тема, рубрика называется “Комментарии”, вот и комментируем))) Вызывает недоумение такой подход к людям, сразу же выставляется оценка, указывается соискателю его уровень (планка), не давая никакого шанса. Не всегда люди способны раскрыть свои таланты мгновенно. Лично меня всегда клинило на контрольных, экзаменах. Вроде подготовлена, и билет несложный… а вот клинит и всё тут.

        • Да, я вполне согласна с вашими общими мыслями по поводу образования. И в Союзе техническое образование было очень на уровне, а сейчас многое развалили… И от студента зависит больше, чем от вуза – все правильно. Только вот как собеседование проводить вы предлагаете? Вот перед вами совершенно незнакомый человек и нужно определить, сможет ли он работать по конкретному проекту. Что нужно делать в проекте и уровень сложности задач вы представляете, вы даже прикидываете, какую задачу собираетесь поручить тому, кого собеседуете. Что спрашивать и как спрашивать, как выявить скрытые таланты? – ну не телепаты же те, кто проводят собеседование. И поверьте, если есть вакансия, то все хотят, чтобы соискатель был найден и принят поскорее. А оценок всего две: ДА/НЕТ и выставить ее нужно достаточно быстро. И отказывать всегда весьма неприятно, тем более, что при этом мы обычно объясняем технические причины.

          • Ольга says:

            Тогда такой вопрос. Как оценивать человека, которого я сейчас кратко опишу? Окончил фак-т РТ (ХИРЭ), есть склонность заняться вэб-дизайном. На мой взгляд, и способности есть. Самостоятельно запустил сайт организации, где работает, причем эта задача ему не была официально поставлена. Сайтик, в принципе, скромненький, но начал адаптировать под него БД, используя MySQL-сервер, которая создавалась для нужд организации и использовалась внутри по локальной сети, а в филиалах експорт/импорт изменений был организован через выгрузку в файл. Он не программист, но выслушивая пожелания к дизайну, динамике или функциональным возможностям этой разработки, к концу рабочего дня показывал все изменения в рабочем виде. При этом, не знает ни теории того, чем пользуется, ни терминологии, я уж не говорю про те базовые знания, о которых тут много говорено. Эту горемычную теорему Пифагора он не вспомнил (спрашивала у него))))), но способности, желание и возможности у человека налицо. На 100% уверена, что собеседование для него, по вашей методике, закончится на этапе телефонного собеседования, на вопросе о рекурсии))) Ваше мнение по этому конкретному случаю?

          • Ну а что тут сказать? Молодец описанный товарищ, работает, проявляет инициативу, растет профессионально, пусть у него все удачно складывается. Да, вероятно, по нашей методике он в нашу компанию не пройдет – ну так сколько кругом других компаний. Если человек стоящий, то свою компанию он найдет, или его найдет сама компания.

      • И легендам верим тоже: как после окончания учебы направляют в далекие братские страны, как на новой работе все равно просят забыть все чему учили раньше (образование понадобиться, но потом). Один преподаватель вообще рассказывал, как на предприятие попал молодой регулярно выпивавший выпускник, но сделать с ним ничего не могли (должен отработать 3 года) – это, конечно, все неправда и было не у нас. Есть на эту тему, на мой взгляд, хороший советский фильм “Дорогой Эдисон!”, там, конечно, события несколько заострены, может и преувеличенны, но в целом показывают, что жалеть особо не о чем. С другой стороны, иногда посещают мысли, что 20 лет назад я бы в институт не поступил, но тогда вопрос к деканам – чего же они берут таких, а если берут, то вкладывают не то, что будет нужно завтра? Да потому, что нет денег и компании с ними не общаются, хотя может сейчас ситуация меняется. А злиться на работодателей не зачем: в условиях, когда, только по официальным данным, на одну вакансию приходится десять соискателей, их действия вполне адекватны – всегда найдется тот, кто подойдет, и, наверняка, достаточно быстро. А тратить деньги на обучение людей с горящими глазами просто очень дорого и невыгодно, время, когда на такие расходы не обращали особого внимания, безвозвратно ушло.

    • Anonymous says:

      В Союзе учили преподы, которые сами делали ракеты и запускали луноходы. В 80-х в Харькове было 2 лучшие ЭВМ EC60 – в КБ, которое программировало систему управления Бураном (а он взлетел и сел, если кто не помнит, в отличии от сейчашних российских падающих космических аппаратов) и в ХАИ. И И чему учить – вопросов не было – вон за соседней от вуза стеной настоящую ракету запускают те же специалисты, что и лекции читают. И на чем учить тоже без проблем – ВЦ ХАИ было маркой.

  4. Вам еще хорошо живется – Вы таких кадров только на собеседованиях видите. А некоторым с ними работать приходится ежедневно. )
    На самом деле всё просто: в ВУЗах типа ХНУРЭ или ХПИ всё проплачивается по установленным тарифам. Причем, преподаватели этому всячески способствуют. Бизнес, мол, и ничего личного, – привыкайте, ребята, к взрослой жизни.
    А еще есть на каждом факультете люди, через которых можно всё “порешать”. В итоге, к преподавателю подходит декан с настоятельной просьбой поставить нулевому студенту пятерку. Таким вот образом появляются красные дипломы у тех, кого нужно выгонять.
    Моё личное мнение – вешать их надо (и преподавателей, и студентов – взяточников) за детородные органы – чтоб не плодились дальше. Объективная реальность – плодятся с ужасающей скоростью, и незнание теоремы Пифагора – не предел. Трудности с дробями уже лет пять как не удивляют, и, к сожалению, тенденция совершенно явная – дети, которых считал слабыми в прошлом году, по сравнению с каждым следующим кажутся хорошими ребятами. Спасибо, в немалой мере, как ни странно, информационным технологиям. И школьники, и студенты всё своё время бесцельно гробят – социальные сети или игрушки. И лишь 10% удосуживаются заглянуть хотя бы в Википедию, готовясь к занятиям.
    Так что – не стесняйтесь, берите на пробный срок и давайте конкретную работу. А цвет диплома сейчас можно рассматривать как рекомендацию: красный – можно попробовать, синий – дохлый номер.
    Впрочем, нету смысла требовать от уборщицы в компьютерном классе наличия высшего образования по ИТ профилю. Большинство реальных задач в реальных проектах – примитивны, а желающий учиться – научится.

    • Таки да,

      приходится работать ежедневно.

      Я уже несколько лет работаю разработчиком в аутсорсинге и при этом продолжаю преподавать программирование в ХАИ. И сегодня я общалась со студентами, которые те еще кадры… Мы живем в реальных реалиях, извините за тавтологию. И не хватает реальных примитивных задач для желающих их решать и получать за это зарплату. И никто не научится с нуля за испытательный срок (2 месяца) программировать на том уровне, который нужен, например, для написания движка этого сайта. А движком этим, как вы справедливо заметили, является WordPress. А наши проекты – они не проще.

    • У каждого, конечно, по-своему, но я в ХПИ с таким практически не сталкивался (может факультет такой или еще что). Никто нас ни к чему не принуждал, хотя от других слышал, но инициаторами были студенты, а не преподаватели, ну а то, что это может прокатить с кафедрой Высшей математики в ГАКе, я ну ооочень сомневаюсь. ХПИ, конечно, не МІТ, но наговаривать не надо.

  5. Кстати, сейчас заметил, что вы используете бесплатный движок ВордПресс, но скрываете этот факт.
    Вы так сильно не уважаете труд других разработчиков, которым пользуетесь, или непреднамеренно удалили копирайт?

    • Да, Вы правы, спасибо, что подсказали – уже исправили.

      • Спасибо. Крайне редкий случай.

        У меня это вызвало чувство глубокого уважения к Вашей компании. Настолько, что отправил Вам письмо с предложением своих рук и головы. :)

  6. Этот пост у нас оказался самым обсуждаемым. Наверное, тема, затронутая здесь злободневна для многих – я опубликовала сегодня 2 новых поста, которые, помимо раскрытия своих собственных вопросов, содержат и описания видения компанией процедуры собеседований http://www.fulcrumweb.com.ua/archives/2413
    и
    http://www.fulcrumweb.com.ua/archives/2499

  7. Тарас says:

    Такой вот вопрос.После окончания 5-го курса программист какое имеет “звание”? Я имею ввиду Junior и т.д. И как потом перейти на следующий уровень и возможно ли это?

    • Галина says:

      Звания никак почти не связаны с окончанием курсов института. Стандартно бывают trainee/junior/middle/senior. Зависят они в первую очередь от УСПЕШНОГО опыта работы в конкретных технологиях и сложности+ответственности тех задач, за которые он отвечал по проектам. Выпускник вуза после 5 курса может и сениором быть – если работать на реальных проектах начал с 1-2-ого курсов, хотя это выдающиеся случаи.

  8. Вадим says:

    Забавно читать, о выпускнике тех. Вуза, который не помнит теоремы Пифагора. Я вообще заканчивал медицинский университет, причем лет 10 назад, и прекрасно ее помню. Возможно потому, что получаю второе высшее техническое, но это же школьная программа, притом довольно таки легкая.

    • Да, случай забавный и грустный одновременно.

      • Вадим says:

        Светлана, не пойму почему грустный? Ведь одно из главных правил (возможно и не самое главное, но весьма весомое), получить по возможности максимум информации о потенциальном работодателе. Схема: Google – сайт работодателя и тщательное изучение требований компании(а у вас все отлично описано), должна была помочь. Я, например, не собираюсь устраиваться к Вам в компанию, но тем не менее банально использую некоторые материалы сайта, для самосовершенствования. Огромное спасибо за информативный сайт!!!!!!!

        • Вадим, спасибо за тёплые слова о нашем сайте!
          Получить больше информации о будущем работодателе – это всегда полезно. Поэтому и стараемся быть максимально открытыми в этом отношении.
          А грустно мне стало просто от того, что встречаются выпускники технических вузов, которые не знают простую теорему из школьного курса геометрии. Но будем считать, что этот случай был досадным исключением :)

  9. Дрэ' says:

    У меня стойкое отвращение к экзаменам еще с вуза. Это для меня стресс!!!

    Не понимаю – зачем устраивать экзамен в вуз или школу, если человек приходит на работу???????????????

    Если чел приходит прогать 3д – так надо спрашивать его про шейдеры – конвейер апи – и общие принципы..

    Кому нужны эти ваши вопросы по геометрии??? Софтварный рендер писать???????

    Или вы сами не ориентируетесь в теме!
    Я лично не помню теорему Пифагора по причине того, что мои задачи не связаны с этим. Иматрицы руками как перемножать не помню – на это есть WIKI и готовые примеры.

    Зато это не помешало мне работать с 3д 6лет и писать софт!

    • Программистов с опытом работы мы, конечно же, не спрашиваем про теорему Пифагора. Вообще, мы всегда стараемся максимально приблизить вопросы и задания на собеседовании к реальной жизни, к тому, с чем человеку потом нужно будет иметь дело в повседневной работе.
      Базовые вопросы из учебной программы могут быть заданы студенту или выпускнику вуза без опыта – если по каким-то причинам в ходе собеседования возникает необходимость убедиться в его общей подготовке, так сказать.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.


*