Курсы по программированию с позиции работодателя. Часть 1.

Опубликовано Nov 13, 2012 в Собеседование: Советы | Нет комментариев

, ,

Курсы по программированию с позиции работодателя. Часть 1.

Бум в ИТ отрасли делает ее очень привлекательной для соискателей работы. Но работодатели  жалуются, что работать некому, ИТ-рекрутеры трудятся в поте лица, однако претенденты “без опыта” не сильно интересуют рынок. И вот парадокс – стоит только начинающему специалисту устроиться на первую работу, пройти испытательный срок и радостно оповестить об этом мир через социальные сети, как те же самые рекрутеры, которые два-три месяца назад его игнорировали, начинают предлагать дружбу и вакансии.  Что же переменилось за этот срок – ведь всем ясно, что не могли за столь короткое время умения и навыки человека кардинально измениться. Какие же сакральные знания,  тайные для вуза, сумел приобрести юный падаван за пару-тройку месяцев на работе?  Ведь в вузе до начала работы человек в среднем проводит года четыре, а ценность этого времяпровождения  выглядит очень сомнительной – на старте карьеры все массово жалуются на неимоверные трудности поиска первого места работы.

Эта ситуация порождает со стороны соискателей веру, что вот осталось найти только то волшебное место, где удастся по-быстрому получить некие дополнительные заветные знания, которые будут решающими для успешного трудоустройства. Поэтому постоянно поднимается вопрос: “На какие курсы по программированию стоит пойти, чтобы устроиться на работу?” И если ввести фразу курсы программирования в поиск Google, то, кто бы ожидал!!!, количество результатов будет даже выше, чем для словосочетания курсы английского языка.

 Меня очень часто спрашивают, какие курсы по программированию я могу посоветовать с позиции работодателя. Спрашивают те, кто хочет поменять специальность, спрашивают соискатели, неудачно прошедшие собеседования, спрашивают мои собственные студенты, спрашивают родители абитуриентов.

 Сейчас компании, переступив определенный уровень развития, вынуждены брать на работу людей, которые занимаются начинающими сотрудниками – это и есть моя текущая должность. Основываясь на своих педагогических воззрениях, я поначалу считала, что основной смысл этого мероприятия – дать дополнительные знания, которых не дали в вузе, отучить от студенческого стиля написания кода, наставить на путь истинный и пр. А на самом деле все это второстепенно,  и главная задача – посмотреть, может ли человек САМОСТОЯТЕЛЬНО СОВЕРШАТЬ ЭФФЕКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПО СИНТЕЗУ ЧЕГО-ТО НОВОГО.

Для начала я опишу ситуацию, с которой сама столкнулась на старте  и которая повлияла на мое базовое видение этой проблемы.

Компания берет стажеров, и долго ли коротко, но стажер приступает к выполнению финального задания, где ему не дают прототипов (то есть все, как в реальной жизни). Я общаюсь с ним по этому поводу, даю всякие указания, смотрю, что делается у него в коде и т.п. И вот проходит методическое совещание по поводу выработки эффективного формата такой деятельности, в котором кроме меня участвует директор компании и тимлид, под вакансию в проект которого готовится данный  стажер. Мне задается вопрос: “Как дела у стажера?”. Я описываю состояние дел, и ту проблему, где сейчас стажер застрял (заблудился, по нашему мнению,  не то, что в трех соснах, а в трех лопухах). Дальше я с энтузиазмом докладываю, что я уже подробно объяснила, что и как делать, и даже написала и показала ему код, который он сам не смог написать. Подобные мои действия были прокомментированы тимлидом так: “Ну, я же не тебя собираюсь брать разработчиком к себе в проект. Сотрудник, который НЕ МОЖЕТ решить эту проблему САМОСТОЯТЕЛЬНО,  в проекте НЕ НУЖЕН.

Разумеется, определенный и достаточно обширный набор базовых знаний и навыков, необходим. И по технологиям, с которыми непосредственно предстоит работать он практически всегда даже на старте значительно обширнее, чем то, что входит в стандартные программы хоть профильного вуза, хоть лучших курсов и тренингов. Поэтому для реальной работы нужны люди, которые могут ВСЕ ВРЕМЯ УЧИТЬСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО И НА ОСНОВАНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРИОБРЕТЕННЫХ ЗНАНИЙ РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ – это чуть ли не главный критерий отбора. Но никакие учебные организации на сегодняшний день не в состоянии даже пытаться аттестовать своих выпускников по этому критерию. Поэтому, начинающий специалист после успешного прохождения испытательного срока на реальном проекте резко повысил свою ценность на рынке труда вовсе не потому, что он узнал что-то недоступное вне компании по технологиям проекта. А потому, что кто-то взял на себя приличные расходы и принял риски по проверке того, что конкретно этот человек может работать и решать проблемы так, как это принято в индустрии. В результате риски для следующего работодателя, принимающего на работу данного сотрудника, значительно снижаются и за счет этого ценность сотрудника соответственно возрастает.
 С другой стороны, кто бы что ни говорил по поводу преимуществ полного самообразования только по интернету и книгам, на текущий момент основной путь в профессию пролегает все же через учебу в государственных вузах, несмотря на все их недостатки и проблемы. И работодатели в первую очередь ищут себе начинающих сотрудников среди старшекурсников профильных специальностей вузов уровня КПИ, ХНУРЭ, ХАИ, ХПИ, Львовской Политехники (плюс еще нескольких вузов с советским прошлым). Но если на 4-5 курсе такому студенту для того, чтобы устроиться хотя бы стажером в компанию, нужны еще какие-то внешние курсы, – то это говорит о том, что работать по специальности он, скорее всего, не сможет. Новоиспеченному специалисту с дипломом по направлению “компьютерная инженерия” спросить о том, на какие курсы ему пойти, чтобы выучить язык программирования, с которым он в вузе пять лет имел дело, – это очень верный способ расписаться в своей профессиональной непригодности.

Курсы по программированию – это вариант для старта в профессии, если задумана переквалификация, а на получение обычного высшего образования на стационаре житейской возможности нет. Человеку нужно в сжатые сроки решать проблему трудоустройства, и тогда курсы – это для него приемлемый вариант, и здесь явно имеется достаточно большой спрос. Вполне могут встретиться люди, которые СПОСОБНЫ САМОСТОЯТЕЛЬНО освоить профессию, а адекватные КУРСЫ МОГУТ им в этом деле здорово ПОМОЧЬ и ускорить желаемый финал – трудоустройство. В следующем посте на эту тему будет приведен ряд конкретных советов по поводу выбора и сотрудничества с курсами. А сейчас хочется подчеркнуть, что решившись на освоение программирования на одном из основных языков (Java, C#, С++) и доведение этого до трудоустройства, – нужно четко отдавать себе отчет в следующем.

1) Вы взялись за трудное дело – ведь если бы это было не так, и для успеха, было бы достаточно простого “я так решил”, то никто бы не платил программистам их привлекательные зарплаты. Лозунг “Стать программистом легко” – это не более, чем реклама, тех, чей бизнес основан на продаже образовательных услуг подобного рода. Никто и никогда из них не назовет реальных цифр быстрого и успешного трудоустройства своих выпускников, даже если их примерно и представляют – они, к сожалению, намного меньше, чем всем хотелось бы.

2) Понадобится достаточно много времени – это, разумеется, зависит от технологии и начальной базы, но если вам удастся пройти за год весь путь, имея на старте давно забытый стандартный вузовский курс основ информатики на паскале, то это означает, что вы человек способный, а где-то, и удачливый.

3) Конкурентное преимущество на рынке труда при прочих равных условиях у выпускников профильных вузов будет выше, просто потому что этот вариант более привычен и предсказуем для работодателя.

4)  Вам необходимо будет самому определиться со своей специализацией, а “на попробовать” почти все, как это делают студенты согласно банальным вузовским программам у вас времени значительно меньше.

5)  Вам будет необходимо найти способ получения фидбэка на свои усилия. Должна быть возможность осознавать правильно ли вы понимаете тот материал, который изучаете, а главное, насколько адекватными выходят ваши решения, когда вы начнете самостоятельно писать код. Мой опыт преподавателя показывает, что как раз самые талантливые и способные ребята порой на старте способны придумать такое, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Оно и работает вроде, но в реальной практике общепринятые вещи нужно уметь делать общепринятыми способами.

6) Еще есть требование знания английского языка, которое может оказаться главной проблемой.


Автор публикации:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.


*